На главную страницу Логотип компании

Эмоции и их место в системном подходе психологической подготовки спортсмена




Эмоции и их место в системном подходе психологической подготовки спортсмена

Автор: Нурисламов Сергей Валерьевич, психиатр, психотерапевт, генеральный директор МИЦ ВЫБОР, научный сотрудник ФГУ ННЦН МЗиСР РФ, +74959792327, SVNurislamov@yandex.ru

Цель.

Обучить спортсменов феномену управления эмоциями.

Задачи.

  1. Понимание процессов появления эмоций, их количественные и качественные характеристики и видовое разнообразие эмоций у спортсменов.
  2. Патологические стереотипы отреагирования эмоций у спортсменов.
  3. Удержания и отпускания эмоций в соревновательном процессе.
  4. Методы обучения навыкам использования энергии эмоций в соревновательном процессе.

Для решения поставленных задач требуется понять, что такое эмоция у спортсмена.

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) является переживанием человека своего отношения к объективной действительности, к самому себе, к собственным действиям и взаимодействиям с объективной действительностью, к возможным или уже произошедшим ситуациям и актам поведения.

Важной для нашего анализа особенностью эмоций является их идеаторный (ассоциативно-образный) характер. Эмоции у всех людей, и спортсмены здесь не исключение, способны формироваться по отношению к непроисходящим в действительности ситуациям и событиям, а к тем, которые существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях, в виде фантазии и суеверных представлений индивида. Такое формирование эмоций тревоги и опасения, например, приводит многих спортсменов к использованию амулетов, оберегов, суеверных ритуалов и традиций. А, следовательно, удерживаемые от внешнего проявления суеверными ритуалами и разного рода амулетами эмоции, как некий душевный энергетический запас, не используются личностью, не попадают в поле ее внимания и разумной переработки. Хотя некоторую пользу от процесса подобной «ритуализации», «консервирования» пагубно влияющих эмоций в соревновательном процессе еще требуется оценить.

Если рассматривать эмоции по времени возникновения относительно события, то нас будут более интересовать для цели успешного выступления спортсмена на соревнованиях - предвосхищающие (В.К. Вилюнас, П.В. Симонов). Констатирующие же эмоции, возникающие в момент победы или поражения, тоже могут иметь до некоторой степени влияние на спортсмена в дальнейших соревновательных процессах.

Эмоции у спортсмена, как и у всякого человека, различаются по своей валентности (тону чувственной окраски) и могут быть положительными (радость, ликование и др.) и отрицательными (страх, злоба, грусть и др.). Количество видов отрицательных эмоций, переживаемых человеком в несколько раз превышает подобное количество положительных эмоций. Привести весь список отрицательных эмоций здесь не имеет смысла, но приведенные эмоции, рядом авторов относимые к базисным, могут на примере злобы дать представление о широте видов эмоций в зависимости от количественных характеристик. Небольшая степень злобы проявляется в виде раздражения, которое хорошо иметь на тренировке, но не на соревнованиях, следующий уровень развития этой эмоции проходит через злобу в сторону ненависти (более сильного чувства злобы, но при его сохранении в душе, вызывающего целый ряд психосоматических расстройств), агрессии (обычно проявляющейся в виде девиантного или делинквентного поведения, приводящих к социальным проблемам), гнева (праведного по своей структуре, но чаще запираемого в себе из-за страха перед современной моралью и трансформирующегося в обиду, обиженность, жалость к себе и другим), ярости (в виде поведенческих актов - редчайшего явления в современном обществе, проявляющегося при защите семьи, детей, высших ценностей жизни или включенного в патологический аффект). Таким образом, можно предположить, что наиболее ценными для соревновательного процесса могут являться чувства злобы – спортивной злости, агрессии, реализованной в спортивной борьбе и гнева, являющимся при правильном его использовании значительным источником душевной силы и стойкости.

Стоит отметить, что в тренировочном и состязательном спортивном процессах эмоции спортсмена могут быть включены в разные эмоциональные процессы и душевные состояния, такие как аффекты, переживания, чувства. И если от склонности к аффектам и от переживаний спортсмену для эффективности его спортивной карьеры предстоит избавиться с помощью его тренеров, спортивных психологов и врачей, то некоторые (в каждом виде спорта свои) чувства важно развивать и правильным образом эксплуатировать. В отличие от эмоций, чувства имеют выраженную привязку к обьекту, они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации или поведению в целом. К примеру, «Я тревожусь за этого человека» — это чувство, а «У меня тревога» — это эмоция. Чувства можно характеризовать и как форму эмоций, через их дальнейшее развитие от животного мира, и как душевные конструкты, включающие в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира. Чувства в отличие от эмоций бывают амбивалентными (двойственность отношения к чему-либо с одномоментным переживанием противоположных чувств), но связано это скорее с волевыми качествами человека, допускающим разнонаправленные эмоции в определенной конкретной ситуации. Работа с чувствами в рамках подготовки спортсмена более сложна, чем с эмоциями, и проводится с четким пониманием индивидуальных особенностей личности спортсмена, специфик его взаимоотношений с окружающими, родными, сослуживцами, тренером, другими спортсменами.

Для подготовки спортсменов более важно убрать переживания, как чувства связанные с негативным предыдущим опытом, и аффекты, как способы неадекватного отреагирования чувств и эмоций, но усилить эмоциональность спортсменов при занятии спортом и выступлении на соревнованиях.

Таким образом, требуется убрать переживания и аффекты и усилить работу спортсмена с эмоциями и своими чувствами.

Внешняя реакция на свои эмоции и чувства (в психиатрии под этим понимают аффект) всегда имеет индивидуальный оттенок, сформировавшийся в процессе воспитания, опыта взаимодействия с социумом, с его институтами, с моральными общественными принципами. Часто в процессе тренировок можно услышать от тренеров бессознательную словесную эксплуатацию чувств и эмоций спортсменов, приводящую и к получению положительных результатов, но иногда и к обратным результатам. Эмоциональная реакция спортсмена на слова тренера может быть различной, особенно это касается ситуаций, когда спортсмен в силу воспитания или ситуационных ограничений скован и сдержан в своих эмоциональных проявлениях. Вообще задержанные, задавленные, подавленные, скрытые эмоции появляются в нас, когда в силу ситуации, внешних - социальных причин или внутренних факторов – воспитание, запреты, убеждения человек вынужден подавлять и не показывать эмоции, но и сублимировать или трансформировать такие эмоции и чувства во что-то другое бывает невозможно. В противоположном случае незначительное затрагивание чувств или эмоций спортсмена может приводить к неадекватному бурному реагированию в виде аффективных вспышек, перегоранию во время предстартового напряжения, эмоциональному срыву, которое может повлечь за собой срыв соревновательного процесса. При удержании отрицательных чувств у спортсменов происходит трансформация их в другие, как уже было показано с гневом, подобную трансформацию проходит и удерживаемый страх, превращаясь в сдержанность, скованность и чувство стыда, в случае связывания страха с будущими результатами. При удержании чувства грусти и печали, особенно после неудач прошлого, эти чувства трансформируются в чувство вины, с навязчивым анализом ошибок прошлого и «самокопанием». Правильное отреагирование отрицательных чувств и использование их энергии в соревнованиях избавило бы спортсменов от подобных переживаний и состояний.

Тема патологических стереотипов отреагирования эмоций у спортсменов является очень важной и специфичной. Существующие методики психологической подготовки тренеров и специалистов спортивной медицины и психологии не учитывают этих нюансов. В разработанных нами методиках психологической подготовки спортсменов в рамках системного подхода отводится значимое место этим вопросам.

Проблема удержания эмоций спортсменами в моменты, когда их отреагирование невозможно, серьезным образом еще не рассматривалась. Хотя процесс удержания мы ранее в этой работе критиковали, но положительным можно назвать феномен количественного накопления эмоционального заряда, связанного зачастую с дискомфортом и болью во время выступления на соревнованиях. Отпускание эмоционального заряда можно трансформировать в движение спортсмена, его сосредоточение, скорость реакции и другие натренированные спортивные навыки. Подобное отпускание эмоций возможно прогнозировать и подготавливать на определенное время, на определенный этап соревнований, ставить в соответствие с тактическими задачами. Эмоциональный заряд можно распределить на определенный временной интервал соревновательного процесса, например раунд или тайм, можно разделить на несколько неравных или равных порций или выпустить весь без остатка в последнем подходе к весу в финале.

При отпускании эмоционального заряда у спортсмена надо четко представлять себе направление этого отпускания. Направление отпускания может быть вне спортсмена и тогда эмоциональный заряд может быть направлен на противника, на спортивный инвентарь, как пример, через весло на воду. Эмоциональный заряд может направляться и вовнутрь, в себя, в свою личность, тело для подчеркивания и поддержки используемых навыков, и как способ затирания патологических стереотипов в движении, в процессе спортивной игры. П.Экман говорит о том, что первичная функция эмоций заключается в мобилизации организма для быстрой реакции на ситуацию наиболее адекватным в прошлом способом. Но научиться использовать это на практике моментально, а эмоции – моментальное оружие, дело не одного дня и не одного занятия. Как показывает практика, все выше перечисленное можно освоить за пару недель целенаправленных психофизических тренировок.

Существует многообразие методов и методик психофизической и психологической подготовки спортсменов, используемых спортивными психологами, психотерапевтами, психиатрами, психофизиологами. На основе системообразующего подхода к созданию тренировочного процесса необходимо определить место обучения навыкам использования энергии эмоций в соревновательном процессе, объем проводимых работ, индивидуальные и групповые (в случае работы с командами) предпосылки, такие как: уровень предварительной подготовки спортсменов, психологическая грамотность, существующие психологические проблемы, субъективные предпочтения участников процесса подготовки спортсменов. Методики психологической и психофизической подготовки спортсменов могут быть использованы в различные периоды жизни спортсмена. Конечно лучше, если начало понимания эмоций и собственных чувств и навыки использования энергии эмоций заложены в детстве или на начальных этапах становления спортсмена.

Использование эмоционального ресурса спортсменов и подключение специалистов, владеющих данной темой, к процессу тренировки спортсменов в силах решить различные проблемы российского спорта и в первую очередь позволит вытеснить стремление употреблять допинги. Эмоциональные ресурсы российских спортсменов и использование этих ресурсов - серьезная альтернатива применению допингов.



Назад в раздел



Работает на «Битрикс: Управление сайтом» © «Битрикс», 2001-2005