Структурный подход к психологической подготовке спортсменов в циклических видах спорта



Структурный подход к психологической подготовке спортсменов в циклических видах спорта

Авторы: Нурисламов Сергей Валерьевич, психиатр, психотерапевт, генеральный директор МИЦ ВЫБОР, научный сотрудник ФГУ ННЦН МЗиСР РФ, +74959792327, SVNurislamov@yandex.ru;

Стрельцов Александр Алексеевич, тренер, научный сотрудник кафедры легкой атлетики РГУФК, st51@mail.ru;

Жеков Владимир Сергеевич, консультант по управлению и организационному развитию, руководитель Департамента организационного консультирования для руководителей спортивных организаций и клубов МИЦ ВЫБОР, +79161738336;

Бирюкова Галина Анатольевна, психолог, руководитель направления «Спортивная психология» МИЦ ВЫБОР, член психотерапевтической лиги, +79015050064.

Цель.

Показать на психологической подготовке спортсменов циклического вида спорта возможность структурирования получаемых наработок в рамках сочетания групповых и индивидуальных психотренинговых методик и их взаимосвязь с процессом подготовки спортсменов к соревнованиям.

Задачи.

  1. Описать структуру процесса подготовки к соревнованиям в циклическом виде спорта и определить место в этом процессе психологической подготовки.
  2. Определить структурные различия и специфику индивидуальной психотренинговой работы со спортсменом и психологической подготовки спортсменов в рамках группового взаимодействия с включением тренеров и специалистов.
  3. Получение и структурирование психотренинговых наработок при разборе проблемных вопросов со спортсменами и тренерами в виде обратных трансакций и контрпереносов психотерапевтов, как методология получения инновационных методов психологической работы со спортсменами.

Структура – внутреннее устройство чего-либо, определение и описание элементов системы. Структурировать процессы подготовки спортсмена, это разложить задачу на составные части и определить и изучить между ними взаимодействие, определить соподчиненности составных частей целого с использованием категорий целого и его частей, после чего все перечисленное постараться понятным языком описать.

Перед началом структурного анализа тренировочного процесса и внедрением в этот процесс психологической подготовки спортсменов необходимо, как подсказывает наш опыт, заручится не только тренерской поддержкой, но и постараться договориться об участии тренеров в процессе психологической подготовки спортсменов, для совместной разработки структурного подхода.

По классификации физиолога В.С. Фареля к циклическим видам спорта отнесены виды спорта, характеризующиеся выносливостью. Для этих видов спорта характерно цикличное повторение движений для перемещения собственного тела в пространстве. В определении победителя решающую роль играет скорость перемещения. С точки зрения психолога А.Ц. Пуни в циклических видах спорта основную роль играет стабильность мышечно-двигательных корректировок. Но в процессе работы с 4-мя спортсменками вроде бы циклического вида спорта выделилось направление спринта, которое по некоторым своим характеристикам было возможно отнести к скоростно-силовым или ациклическим видам спорта, в которых А.Ц. Пуни выделял наиболее важной психологической составляющей концентрацию внимания.

Подготовка исследуемых спортсменок по нашей оценке стремилась к универсализации. По мнению, высказанному А.М. Якимовым, для американских спортсменов уже давно стала реальностью подготовка, сочетающая в рамках одной тренировки или одного тренировочного дня выработку скорости и выносливости. Так, приводимая им мысль Д. Каунсилмена, связывает успешность выступления пловцов на всех соревновательных дистанциях с необходимостью развития у них и скорости, и силы, и выносливости. То есть, в подготовке спортсмена, стремящегося к универсализму, требуется развивать все три механизма энергообеспечения – креатинфосфатный, гликолитический (анаэробные) и аэробный. Конечно, нет организма, который в равных пропорциях и максимально мог бы адаптироваться и к аэробному, и к анаэробному режимам работы одновременно. Следовательно, по мнению Д. Каунсилмена, спортсмен и тренер сами должны определить, совершенствованию каких сторон функциональных возможностей организма спортсмена следует уделить основное внимание. А.М. Якимов считает, что аналогичная картина характерна для всех спортсменов в циклических видах спорта на выносливость.

В связи с проявившимся принципом универсализма мы по новому взглянули на заказ тренера и спортсменок. Заказ спортсменок и тренера вначале сводился к необходимости подготовить их в сжатые сроки к возможности использовать резервы психики, энергию эмоций и чувств на соревнованиях, преодолевать психологические стрессы и уметь концентрировать внимание. Но при индивидуальной проработке мотивов вхождения тренера и спортсменов в процесс психологической подготовки выявилось несколько структурных задач подобной подготовки, которые ставили перед собой спортсмены и тренер для каждой спортсменки в отдельности. Описать которые и сопоставить по отношению к единому процессу подготовки спортсмена мы сейчас попробуем.

Итак, задачи, определяемые тренером для всех: увеличить уверенность, убрать сомнения, ускорить момент принятия решения, снизить степень обиды, когда их сбивают, в том числе специально, усилить их желание бороться и восстанавливаться в движении, когда их вытеснили или сбили. Индивидуально для спортсменки С1 – изменить стереотип потери лидерских качеств в присутствии 3-х более сильных спортсменок страны, С2 – понять причину отказа от тренировок и соревнований и восстановить мотивацию к занятиям спорта, для С3 – «в связи с повышенной ответственностью все хорошо, но психологическая подготовка не помешает» и понять причины нарушения дыхания во время интенсивной физической нагрузки, С4 – «проблемы со здоровьем привели к снижению результатов и требуется увеличить веру в себя», а по нашему мнению, здесь есть еще возможность через психотренинговые процессы уменьшить психосоматический компонент соматических проблем. Сами спортсменки на первой встрече только познакомились с возможностями предстоящей работы, со специалистами, которые эту работу были готовы повести, им был дан выбор: начинать ее или нет, и подумать, что они от предстоящей работы хотят получить. Готовность к предстоящей работе все выразили тренеру в тот же вечер по телефону. Но индивидуальные задачи, предъявляемые для решения перед нами и собой, спортсменками были сформулированы лишь после нескольких групповых работ и 1-2-х индивидуальных встреч с каждой из них.

Запросы наших спортсменок можно структурировать следующим образом: используя движение от более общего к частному и от целого к его части. Итак, С2 – подняла вопрос борьбы мотивов при занятиях спортом и при выступлении на соревнованиях, с «недопониманием чего хочется на самом деле и неопределенностью», а «если чего и хочется, то сможет ли она это выполнить», «зачем чего либо добиваться в принципе», «желание чего-либо делать зависит от того получается это дело или нет» (некий спортивный комформизм). В связи с этим нами была подтверждена важность проведения на ранних этапах психологической подготовки мотивационной психокоррекции с объяснением ее специфики и ожидаемых результатов, изучения ценностноориентированных схем поведения человека, базируясь на подходах Абрахама Маслоу и Клера Грейвза, анализа терминологических составляющих успеха: «Я хочу», «мое желание», «целеустремленность», «воля» с подключением к работе элементов экзистенциально-духовной психологии. В процессе работы у С2 отошли на второй план некоторые проблемы, которые были скрыты в протекавших на тот момент значимых изменениях личности, и как следствие, приводили к отказу от занятий спортом, как видом деятельности, значительно снижающим энергетический запас в эмоционально-чувственной сфере спортсмена, не умеющего его восстанавливать. После чего С2 определила следующую по глобальности задачу – обучения ее при помощи психологических методов достигать пиков формы не раз в 2 года, как у нее происходит, а с учетом месячных и годовых ритмов, тогда, когда это требуется в связи с планами соревнований. Таким образом, наметилась задача поиска соответствия психологической подготовки спортсменов макроциклам их спортивной подготовки. Не менее важная задача была озвучена С4, которая связала ситуацию ухудшения ее здоровья после перенесенных заболеваний с невозможностью правильно подготавливаться и отдыхать после больших физических нагрузок. Психологическая подготовка спортсменок в рамках подготовки к соревнованиям была разбита на несколько этапов в соответствии с длительностью периодов между соревнованиями. В среднем после каждого соревнования было рекомендовано в течении 1-2 дней проводить анализ просчетов и недоработок с протоколированием их, потом примерно 5% от периода без соревнований рекомендовалось очистить свое мышление от вопросов соревновательного процесса. Затем в течение тренировочного процесса разрабатывать процесс включения эмоциональных резервов во время соревнований, и думать около 50 % межсоревновательного периода больше о старте, чем о финише, увеличивая вес размышлений об отрыве и финише к концу этого периода. За 2 дня до соревнований требовалось прекратить всяческие размышления о них, а предстартовой психоэмоциональной подготовкой заняться в зависимости от темперамента личности за 1-3 часа до ответственного старта. В процессе этой работы мы обнаружили необходимость психолого-педагогической работы по формированию предстартового напряжения с вовлечением эмоционального компонента в сочетании с дыхательной гимнастикой. В качестве метода подготовки дыхательной и сердечно-сосудистой системы к старту совместно с тренером было решено использовать дыхание по методу А.А. Стрельцова, были проведены занятия с разработчиком методики. В дальнейшем нам предстояло совместить способ дыхания по А.А. Стрельцову с возможностями спортсменок подключать работу с эмоциями и с процессом подготовки к старту для использования предстартового напряжения. Отрабатывались временные рамки предстартового напряжения с возрастанием дыхательной и эмоциональной нагрузки непосредственно перед стартом для создания максимального эмоционального и физического заряда на старте. В последующем, отталкиваясь от задач повышения работоспособности от старта к старту и для восстановления сил С4 было предложено в перерывах между забегами, временной интервал которых к финалу соревнований снижался, продолжать дыхательную гимнастику, сочетая ее с образной проработкой состояния психофизического успокоения.

В работе с С3, выяснилось, что кроме дыхания в процессе соревнования, требуется научить спортсменок распределять эмоциональные силы от старта до финиша. Нами с учетом универсальности спортсменок было предложено в ситуации спринта до 70-80% эмоционального резерва ввести на старте и непосредственно после него для захватывания лидирующих позиций, а 20-30% ресурсов использовать в течение всей дистанции для удержания этих позиций. Для стайерских и марафонских дистанций на старте использование эмоционального ресурса может быть 5-10%, тогда как для отрыва требуется использовать до 60-70 % ресурса и остальное распределить до финиша. Спортсменка С2 добавила к настоящей задаче использование эмоций в ситуации отставания от лидера для удержания темпа движения и подготовки атаки, что мы совместно и отрабатывали. Для полноценной отработки механизмов включения дыхания и эмоциональной энергии нами был создан симулятор процесса предстартовой 2-хминутной подготовки с отсчетом времени по секундомеру и симуляции движений в быстром темпе в период времени примерно равный соревновательному процессу. В процессе этой симуляции отрабатывались процессы старта, отрыва, разрыва дистанции, удерживания дистанции за лидером, находилось место использования эмоциональнопсихического потенциала.

Проводимые нами работы были бы невозможны без предварительной подготовки эмоционально-чувственной сферы спортсменок, так нами проводилась эмоциональная психокоррекция с использованием гештальт-психотерапии, аналитической психологии, психодинамической психотерапии как индивидуальной, так и групповой (Ирвин Ялом).

В результате работ требовалось добиться понимания спортсменами своих переживаний и душевного состояния, научиться управлять силой чувств и душевных переживаний, освоить навыки успокоения и контейнирования эмоций на определенные сроки, с последующим их дозированным отпусканием в рамках соревновательного процесса.

Так же проводилась проработка эмоционально-телесных процессов и блоков с привлечением методов трансперсональной психотерапии Станислава Грофа, телесноориентированных методов психотерапии А. Лоуэна, М. Розен и В. Райха и Эриксоновского гипноза. Результаты этого этапа подготовки пока не достигнуты в полном объеме, но выразятся они в сформированной возможности переноса эмоционального заряда в телесные процессы и реализации его в полном объеме в соревновательном процессе.

Нами был также пройден этап моделирования стрессовых и спортивных ситуаций, в том числе и на тренировках для закрепления освоенных спортсменами навыков и внедрение использования их в соревновательном процессе, проведена разработка индивидуальных подходов с учетом полученных результатов.

Частный случай проблемы процесса внимания С1 был разработан с привлечением чувств, связанных с родными и близкими, энергетика которых связалась с соревновательными процессами. С использованием техник нейролингвистического программирования удалось снять тревогу С1 перед доминирующими лидерами сборной России, да простят нам это лидеры, но мы наделили их смешными и детскими качествами, что развенчало у С1 миф об их непобедимости.

Выводы.

Подобный подход к практической работе с разбором проблемных вопросов со спортсменами и тренерами может позволить спортивным психотерапевтам и психологам получать и структурировать психотренинговые наработки за счет обратных трансакций и анализа переносов спортсменов и тренеров на деятельность психотерапевта своих чувств и прошлого опыта и контрпереносов самого психотерапевта.

Проводимая нами работа базировалась на групповой работе со спортсменами и тренером, на которой отрабатывались навыки управления эмоциями, контроля за мышлением, самогипноза. Во время групповых занятий происходило обучение слушателей основам вышеперечисленных методов экзистенциальной, ценностноориентированной, трансперсональной, телесноориентированной психотерапий. В индивидуальных же психотерапевтических сессиях нами проводилась работа по закреплению новых навыков, проводилась психотренинговая работа, в основе которой лежали индивидуальные предпочтения спортсменов, их личностные особенности и тренерские установки.

Таким образом, в процессе проведенной работы по психологической подготовке спортсменов циклического вида спорта были получены однозначные подтверждения актуальности и результативности данного направления. Большие перспективы внедрения данного направления в текущем развитии российского спорта связаны с возможностью междисциплинарного взаимодействия специалистов разных научных школ и подходов в подготовке спортсменов, в освоении инновационного передового мирового опыта и в разработке уникальных отечественных методов.

Литература.

  • Серова Л.К. Психология личности спортсмена. – М.: «Советский спорт», 2007.
  • Пуни А.Ц. Состояние психической готовности и психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. – Л. Вопросы психологии спорта. 1975
  • Якимов А.М. Универсализация - основа подготовки элитных спортсменов в циклических видах спорта. – М. Журнал «Лыжный спорт», 2009


Назад в раздел